Почти девять месяцев пустовали зрительные залы нижегородских театров. И вот свершилось: 15 ноября стало известно, что «коронавирусный» занавес наконец-то пал, и они смогут возобновить работу. Менее двух недель понадобилась коллективам для того чтобы подготовиться к долгожданной встрече с публикой. Уже в конце ноября первые театры распахнули двери для зрителей.
Несмотря на жесткие ограничения, билеты на спектакли разлетелись, как горячие пирожки. Зрители настолько истосковались по волшебству сцены, что готовы смотреть постановки не снимая масок, терпеть неудобства из-за неработающих гардеробов и буфетов, соблюдать дистанцию и другие требования. Корреспондент ИА «В городе N» также побывала на открытии трех театров, которые приняли гостей первыми.
Первые гастроли
Нижегородский государственный академический театр кукол начал новый, 92-й сезон с обменных гастролей. 26 ноября труппа отправилась в Киров с тремя спектаклями: «Тайна абрикосового дерева» (6+), «Кошкин дом» (6+) и «Все мыши любят сыр» (6+). А на нижегородской сцене в этот же день была показана постановка «Бобик в гостях у Барбоски» (6+). Ее для юных зрителей подготовил Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева. Обменные гастроли должны были состояться еще в апреле, затем их перенесли на октябрь, но осуществить планы удалось только в ноябре.
Билеты на выходные были проданы буквально за два дня. Мы столько сидели в одиночестве и ждали, когда это случится, готовились и старались, да и наши зрители соскучились. Сейчас для нас главная задача — соблюсти все санитарные нормы. Мы хотим, чтобы в нашем театре было не только весело и сказочно, но и безопасно, — поделилась директор Нижегородского театра кукол Алла Забегалова.
Жизнь в театре не прекращалась даже в разгар пандемии. Как и многие другие коллективы, артисты подготовили несколько онлайн-проектов. За все время COVID-ограничений они собрали более двух миллионов просмотров. Это были и трансляции спектаклей, и «Открытый микрофон», где актеры читали детям сказки. Самым удачным проектом, по словам Забегаловой, стала работа конструктора кукол Михаила Филичева. Он подготовил мастер-класс по созданию спектаклей для детей в домашних условиях с использованием подручных средств. Успех был просто бешеный.
А 4 ноября зрители увидели онлайн-проект «800 минут путешествий», посвященный предстоящему юбилею Нижнего Новгорода. Однако, как отметила директор театра, живого контакта со зрителем интернет не заменит.
К открытию коллектив подготовился заблаговременно. Были закуплены санитайзеры, термометры, рециркуляторы воздуха. Каждый два часа проводится проветривание и влажная уборка. Для зрителей записали видеоролики, в которых в доступной форме сказочные герои рассказывают детям, где можно обработать руки и как правильно рассаживаться в зале. Они транслируются на экранах в фойе. Также нанесена соответствующая разметка. Для того, чтобы обратить на нее внимание юных зрителей, сотрудники театра нарисовали на полу Петрушку, призывающего малышей соблюдать дистанцию.
Несмотря на то, что зал был заполнен всего на треть, как того требуют нормы безопасности, актеры выкладывались на все сто. Были и некоторые технические сложности, так как в Кировском театре сцена больше, чем в нижегородском, и артистам понадобилось время, чтобы привыкнуть к ней.
Сам спектакль смешной, но поучительный, — отметил артист Кировского театра кукол Андрей Огородников.
Спектакль прошел на ура. Юным зрителям пришлись по душе веселые похождения главных героев — домашнего питомца Барбоски и дворового пса Бобика. Как рассказала заместитель директора Кировского театра кукол имени А. Н. Афанасьева Елена Павлова, ранее спектакль уже был представлен в Москве, Томске, Белгороде, Туле и на Северном Кавказе. Везде дети принимали его очень тепло.
Мы привезли одни из лучших своих спектаклей. Также мы представим «Сказку о рыбаке и рыбке» (6+). В прошлом году данный спектакль был назван одной из лучших постановок для детей и побывал на фестивале в Москве. Кроме того, покажем «Кота в сапогах» (6+). С этим спектаклем мы планируем попрощаться. Хотя зрители его очень любят, но время от времени некоторые постановки приходится списывать. У нижегородцев будет возможность увидеть «Кота в сапогах» перед тем, как мы скажем ему «До свидания», — сообщила Павлова.
Ближайший месяц в театре кукол также обещает быть интересным. 5 декабря маленькие зрители увидят премьеру спектакля «Доктор Айболит», а затем начнутся новогодние представления. Правда, из-за введенных ограничений на этот раз традиционного интерактива у елки не планируется, так как массовые мероприятия пока под запретом. Несмотря на это, праздник у детей будет.
Мы планируем начать новогодние спектакли с 19 декабря. Сейчас готовимся к этому. Билеты должны появиться в продаже через неделю. Зрители увидят сказку «Новогодние приключения оленя Золотые Рога», — сказала Алла Забегалова.
Всех секретов новогодней постановки в театре пока не раскрывают, но обещают немало сюрпризов, а в конце, как обычно, добро победит зло.
«КоронаВИЙрусная» история
27 ноября распахнул двери для зрителей и Учебный театр НТУ имени Е. А. Евстигнеева. Публика увидела танцевальную постановку «Панночка» (12+) по мотивам мистической повести Гоголя «Вий».
В этом произведении интересен как фольклор, так и разнообразие лексики. Это настолько богатый материал, что в одном предложении понятно, что должен делать герой. Мы использовали и народные мотивы, и современную хореографию. Старались следовать оригиналу, но сделали неожиданный финал с хеппи-эндом, представив всю историю, как сон Хомы. Я попросила прощения у Николая Васильевича Гоголя за такую трактовку, но мне показалось, что так студенты будут более защищены. Спектакль получился динамичным и ярким, — рассказала режиссер-педагог, преподаватель танца Нижегородского театрального училища Елена Богданова.
Костюм для пьесы были созданы самые простые — обычные холщовые рубахи и шаровары, но, несмотря на минимализм, настроение на сцене создается благодаря мастерству молодых исполнителей, пластики и света.
В постановке задействованы студенты четвертого курса отделения «Актер театра кукол». Дело в том, что они тоже должны проходить обязательную хореографическую подготовку.
Сейчас актеры театра кукол не всегда работают за ширмой и часто выходят на открытый план, поэтому они должны уметь все, — добавила Богданова.
Кроме того в училище есть традиция в конце каждого курса ставить танцевальный спектакль в качестве экзамена. Однако пандемия внесла свои коррективы.
Сдача спектакля должна была состояться в июне, но в марте мы ушли на карантин, занятия проводились в онлайн-формате. Учить актеров дистанционно очень сложно, равно как и играть без зрителей. Вышли мы в августе, и у нас было всего десять дней на постановку и сдачу. Потом опять был карантин, мы встретились буквально две недели назад и снова все собрали. Я назвала наш спектакль „КоронаВИЙрусная история“. Но мы работали с огромной любовью и отдачей. Ребята понимали, что за короткий срок надо сделать невозможное, — отметила режиссер.
Для многих молодых артистов работа в «Панночке» стала своеобразным дебютом, так как ранее им не доводилось играть главные роли.
Раньше я исполнял в основном роли второго плана, поэтому сегодня для меня очень волнительный день. Мы с моим персонажем разные по жизни люди, он беспринципный человек без морали и нравственных ценностей, несмотря на то, что он учится в духовной семинарии, а я более правильный и воспитанный. Для меня это роль на сопротивление. Тем более, в танце я более академичный, а у героя должна быть „деревенщина“, и для меня это было самой большой сложностью, — поделился исполнитель роли Хомы Брута Антон Седов.
Необычен и подход к воплощению образа главной героини. По замыслу режиссера, Панночку и Ведьму играют разные актрисы.
Нам необходимо работать в тандеме. Этот момент был одним из самых сложных, но хочется верить, что мы справились. Я очень люблю такие роли — острохарактерные и притягательные. С повестью Гоголя „Вий“ я познакомилась еще в школьные годы, и уже тогда у меня появилась мечта сыграть одну из героинь. Тема Украины, ее колоритности и быта мне всегда была близка. Для меня это тоже первая главная роль, что возлагает определенную ответственность, — рассказала исполнительница роли Ведьмы Кристина Фадеева.
Билеты на спектакль были проданы буквально за три часа. С учетом ограничений, в небольшом зале могли находиться не более 30 человек. Однако, как заверила Елена Богданова, студенты будут играть каждую неделю, поэтому у публики еще появится возможность посетить Учебный театр.
Все необходимые требования здесь также соблюдены. Артисты лично обрабатывают руки и измеряют температуру всем зрителям на входе. В здании также появились рециркуляторы воздуха, которые работают и в зале во время спектакля. Гардеробом пользоваться запрещено, поэтому верхнюю одежду зрители кладут на свободные кресла, так как рассадка организована в шахматном порядке. Тем, кто забыл маски, их выдают на входе.
Продажа билетов тоже организована максимально безопасным способом. Зрители бронируют их через интернет и выкупают за полчаса до начала спектакля. За соблюдением дистанции следит персонал. Так как антракты тоже запрещены, в театре постарались сформировать репертуар на ближайшее время из спектаклей, длительность которых не превышает 1 час 20 минут.
Пандемия стала настоящим испытанием для театра, так как наша работа — это не только демонстрация достижений, но и часть учебного процесса, и производственная практика для студентов. Лишившись ее, они очень страдали, как и педагоги, и зрители, которые любят приходить сюда. То, что происходит из-за коронавируса — большой удар по всем зрелищным организациям, эта история задела и нас. Мы пытаемся соблюдать все нормы и требования, организовать для публики просмотр спектаклей и обеспечить благоприятные условия для посещения, — пояснила руководитель Учебного театра Ольга Доленко.
Впрочем, даже в сложившейся непростой ситуации коллектив нашел свои плюсы, использовав время вынужденного простоя для проведения крупномасштабного ремонта в здании.
В театре приведен в порядок фасад, отремонтирован зрительный зал, так что наша публика придет в обновленный, чистый и безупречный интерьер. Очень жаль, что мы пока не можем вместить всех желающих, так как билеты уже проданы на несколько недель вперед, и многим приходится отказывать, — подчеркнула Ольга Доленко.
В ближайшее время зрители также увидят спектакли «Снегурочка» (16+) и «Кошкин дом» (6+).
Два действия без антракта
Нижегородский Театр юного зрителя также открылся 27 ноября. Зрители увидели премьеру спектакля «Прощай, конферансье!» (12+), которую планировалось представить еще в сентябре. Это постановка по пьесе Григория Горина, а жанр определен, как «фрагменты жизни между номерами эстрадного концерта в двух действиях». Главные рои исполняют Игорь Авров, Никита Чеботарев, Екатерина Дубинина, Александр Котов и другие артисты ТЮЗа. События происходят перед Великой Отечественной войной и в ее начале.
В пьесе нет великих подвигов, сражений, торжественных лозунгов, ее герои абсолютно штатские люди, к тому же творческих профессий… Однако именно этим невоенным персонажам было суждено проявить самые достойные человеческие качества, — отметили в театре.
Несмотря на то, что спектакль идет больше двух часов, зрителей не испугало отсутствие антракта. Билеты также были раскуплены заранее. Правда, служителям сцены потребовалась небольшая техническая пауза для смены декораций.
Как и в других театрах, в ТЮЗе соблюдены все меры безопасности. На входе зрителям измеряют температуру и обрабатывают руки. Волонтеры строго следят за наличием масок, а самое главное — за тем, чтобы они были правильно надеты. Гардероб и буфет тоже не работают. Кроме того запрещены любые контакты зрителей с артистами. То есть, даже подниматься на сцену в конце спектакля, чтобы подарить цветы своим кумирам, нельзя. Однако публика готова принимать любые ограничения, лишь бы снова приобщиться к искусству.
Мы так долго ждали, когда откроются театры, что согласны носить маски и отказаться от буфета. Самое главное — вновь попасть в мир искусства и получить удовольствие от происходящего на сцене, — отметила одна из зрительниц Анна Платонова.
В декабре ТЮЗ порадует публику еще одной премьерой. Это будет комедия «День отдыха» (12+) по произведению Валентина Катаева. Также зрители увидят уже полюбившиеся им спектакли «Бременские музыканты» (6+), «Кентервильское привидение» (12+), «Летучий корабль» (6+), «Ужин дураков (16+) и «Горе от ума» (12+). Кроме того в декабре малышей традиционно ждет новогодняя сказка.
Другие театры Нижнего Новгорода тоже готовятся к открытию, которое состоится в декабре.
Ранее мы рассказывали, что происходило в пандемию в Нижегородском театре оперы и балета.
Фото: Надя Кей